Как точно проходили история и эволюция экшн-камер сейчас говорить трудно, но мы попытались разобраться в вопросе, читайте наши выводы в статье ниже.

Хотя первые попытки запечатлеть кадры от первого лица с помощью камеры, прикрепленной к шлему, предпринимались еще в 60-х годах, это были самодельные устройства, созданные новаторами из разных отраслей промышленности для потребностей одного типа. История и эволюция экшн-камер от устройств Боба Синклера до пост-GoPro:

Первые доступные коммерческие экшн-камеры были введены Вудмэном Лэбсом (который позднее основал компанию GoPro) в 2004 году и продавались по цене в 20$. Камеры GoPro, сделанные десять лет назад, проделали долгий путь от 20-долларового аналога в водонепроницаемом чехле до устройства, которым сегодня пользуются работники киноиндустрии.

Экшн-камеры, которые мы используем сейчас, были значительно улучшены за последние несколько лет. Но задолго до POV 4K, WiFi, широкого угла обзора, мобильных приложений и других модных наворотов, креативные люди, готовые на все ради съемки в попытке снять нужные кадры закрепляли камеры на голове самыми различными способами.

Для лучшего понимания я разделю эволюцию экшн-камер на три эпохи:

  • Первые экшн-камеры 1960-1990-х
  • 2002-2012 Эра GoPro
  • Пост эра GoPro

Причина такой классификации проста. Влияние GoPro на маркетинг и коммерциализацию камер для шлема нельзя превзойти. Именно благодаря их бизнес-модели, экшн-камеру теперь может купить любой желающий.

До этого у спортсменов, актеров и космонавтов были устройства, которые можно рассматривать в качестве экшн-камер, поэтому их влияние также нельзя игнорировать.

Несколько фактов:

Люди десятилетиями пытались найти решение и создать камеру, которая может снимать видео от первого лица, прежде чем это удалось сделать основателю GoPro.

GoPro не является первой экшн-камерой, но имела большое влияние на их развитие.

Сегодня нам доступно огромное количество брендов, которые пытаются выделиться, обновляя и производя как можно больше различных экшн-камер.

Ранние экшн-камеры

Задолго до создания первой камеры, создатели видео придумывали различные способы, чтобы привлечь внимание зрителей и поразить их воображение. В этом процессе они пытались придумывать различные веселые и необычные способы съемки своих фильмов и создания фотографий на совершенно другом уровне.

Весьма трудно определить, кто первым придумал концепцию «движущейся камеры», но ниже приведен список людей, которые пытались выделиться из толпы, и записывали видео мероприятия различного рода.

Экшн-камеры в 1960-е

Парашютист Боб Синклер (парашютный Бог, как называли его коллеги) и один из членов его команды отвечали за запись Ripcord шоу, которое транслировалось на протяжении 1961-1963 годов. Ripcord продержалось в эфире в течение двух сезонов (76 серий) и включало экстремальные прыжки с парашютом, которые были сняты вживую.

В то время мистер Боб Синклер, один из инновационных гениев, пытался найти способ сделать видео более реалистичными и экстремальными. Он хотел пробудить эмоции зрителей своего шоу. При просмотре этих видео они должны были чувствовать себя на месте парашютистов.

История и эволюция экшн-камер

Одним из нововведений Боба Синклера стало подключение камеры к шлему из стекловолокна, чтобы увеличить стабильность видео. Фото Марка Платта.

Чтобы сделать это Боб хотел снять видео от первого лица. По его мнению, стандартная запись от руки была слишком неустойчивой и отвлекала от действия. Поэтому он пришел к выводу, что крепление будет не только намного удобнее для парашютиста, но и стабилизирует изображение, поскольку во время прыжков голова была наиболее стабильной частью тела.

В первую очередь он начала с установки гидростабилизированной камеры на футбольный шлем. Постоянно находя новые решения, в дальнейшем он закреплял устройство на шлеме из стекловолокна. Боб продолжал продвигать свои идеи и изменял историю.

история и эволюция экшн-камер

Боб Синклер во время прыжка с парашютом и своей уникальной камерой.

Основываясь на своем исследовании, мы можем утверждать, что Боб Синклер действительно был одним из первых, если не первым, людей, которые записывали экшн-видео с помощью собственноручно настроенной камеры, закрепленной на шлеме.

По слухам в 1963 году один из астронавтов НАСА, увлекающийся фотографией, приобрел камеру Hasselblad 500c в фотомагазине Хьюстона/Остина в Техасе.

После его возвращения в НАСА, инженеры были так впечатлены этой камерой, что начали ее совершенствовать. Hasselblad также принимала участие в разработках, по итогам которых они создали камеру, способную выдержать полет на Луну и одновременно простую в использовании. Основная трудность заключалась в том, чтобы сделать ее более легкой для космонавтов в защитных костюмах и с гигантскими перчатками.

история и эволюция экшн-камер

Первая экшн-камера на Луне?

Один из участников форума DashCam Mollydog указал на довольно интересные факты.

«Космические камеры были оснащены только предметами первой необходимости, никаких видоискателей и других особенностей не было, а также специальным корпусом, который можно было держать в перчатках, так как до этого времени не было автоматических камер Hasselblad.

Hasselblad использовала два типа пленки, 120 кадров, 12 экспозиций и 220 обратных кадров при 24 выдержках до того момента, когда во время съемок фильма ей требовалась замена. Пользуясь Hasselblad уже более 20 лет, могу с уверенностью сказать, что с любым видом перчаток вы не сможете снять экшн-видео и записать его на катушку, а потом заново загрузить его обратно.

НАСА и Hasselblad разработали два больших фильмбэка, один из которых содержал 100 экспозиций, а другой имел средний формат экспозиции, в то время это было равнозначно работе со смартфоном, чей аккумулятор способен работать в течение месяца без подзарядки».

И что еще более интересно, большинство этих камер никогда не вернулись на землю из-за своего веса. Именно поэтому одно из этих устройств, появившееся недавно на eBay, было продано за рекордные 910 000$!

Вы можете прочитать больше об этом устройстве, пройдя по ссылке.

Знаменитый шотландский пилот F1 Джеки Стюарт также провел несколько подобных экспериментов. На первой фотографии изображена обычная камера Nikon, которую Стюарт носил в далеком 1966 году. Следует отметить, что он использовал такие устройства во время реальной гонки.

история и эволюция экшн-камер

Джеки Стюарт с камерой Nikon, прикрепленной к шлему

Хотя для некоторых такое решение может показаться не таким уж удобным, такие попытки доказывают, что люди были заинтересованы в том, чтобы получить эффектный и реалистичный сюжет. Иногда они даже шли на определенные жертвы ради создания невероятных видео.

Вполне надежное решение в комплекте с батарейным блоком слева.

История и эволюция экшн-камер: 1970-е

Именно по этой причине Стиву Маккуину, известному американскому актеру, в 70-е годы дали прозвище «Крутой король». В 1971 году на съемках фильма «Ле-Ман» Стив носил надежно закрепленную камеру, которая была закреплена на его шлеме, чтобы запечатлеть видео от первого лица во время его езды на мотоцикле.

Идея «Крутого короля» была хорошей, но не такой уж крутой.

Экшн-камеры: 1980-е

В 1985 году компания Canon представила Ci-10 – крошечную камеру с гигантской ценой в 1000$.

Ci-10, не превышающая по размерам пачку сигарет, привлекла внимание экспертов в области безопасности и видеонаблюдения.

Благодаря своим размерам она может легко помещаться в кармане следователей

как сообщала NY Times в своей статье 1985 года.

Размеры Ci-10 составляли 102 x 53 x 27 мм, а вес около 289 граммов без объектива. Параметры датчика равнялись 3.8 мегапикселям (380 000 пикс) 6.6 х 8.8 мм. Разрешение чувствительных ТВ линий не превышало 20 люкс. Также она была оснащена 1,4-кратным оптическим зумом.

Компания Aerial Video Systems разработала способ удаленной передачи микроволн, и закрепила камеру на шлеме Дика Гарсия. Отснятый материал транслировался в прямом эфире на канале ABC

28 июня 1986 года Canon Ci-10 стала первой камерой, используемой для трансляции в воздухе.

В настоящее время об этой камере сложно найти какую-либо информацию. Чтобы проверить ее редкость, вы можете зайти в Canon Museum и обнаружить, что ее там нет. В общем плане Ci-10 стала одним из самых удачных решений в то время.

Дирк, сотрудник технической поддержки Canon, пытался вспомнить, как работает эта камера, поскольку у них в архивах нет точной информации об этом.

Я знаю, что там был дополнительный видео рекордер, который можно было подключать к устройству, что делает эту камеру предшественником более поздних видео камер, как например RC-701, запись которой осуществлялась на фирменных дискетах Canon.

Также существовал магнитофон, который подключался к камере для записи видео, данное устройство стало первым, после которого позднее появились цветные видеокамеры.

Эта эффективная камера стала «недостающим звеном», которое помогло нам перевести видео и неподвижные изображения в электронный формат

Марк Шульц стал одним из первых изобретателей экшн-камеры. После некоторого исследования мы обнаружили, что многие новостные статьи приписывают Марку большой вклад в развитие экшн-камер. Согласно многим источникам Шульц считается пионером в этой области.

Очевидно, что Боб Синклер и все остальные устанавливали камеру на шлемах еще до него.

Но видео Шульца документированы и доступны в настоящее время. Поэтому у нас есть фактические доказательства того, что он записывал видео с помощью своего изобретения.

Где-то в 1987 снято Марком, который работал над видео «The Great Mountain Biking Video«.

Его подход не отличался то других, когда дело доходило до установки камеры. Он устанавливал VHS камеру на верхней части своего шлема и носил с собой в рюкзаке видеомагнитофон VCR, подключенный с помощью кабеля RCA.

Это был довольно тяжелый способ записи, особенно когда вы едете на велосипеде в течение длительного периода времени, но, тем не менее, он сработал. Доступно несколько таких видеозаписей, но ролик 1988-го года является одним из наших любимых.

Когда его спросили, почему он не стал патентовать свое изобретение, Марк ответил:

В то время все наше внимание было посвящено производству лучших горных велосипедов своего времени. И нам удалось это сделать. Мы оставили эту техническую составляющую людям из GoPro, которые производят такие крошечные камеры, что вы можете закреплять их на своем шлеме, капоте автомобиля, доске для серфинга, лодке или палубе, где захотите.

Разработанная биологом и режиссером Грегом Маршаллом в 1986 году Crittercam стала камерой другого типа, которой удавалось снимать быстрое передвижение и действия. У мистера Маршалла была идея снимать с ее помощью животных в их естественных условиях, не нарушаемых присутствием человека.

Основной целью был сбор данных о поведении животных.

В отличие от всех винтажных камер и технологий, описанных в этой статье, Crittercam выпускается и в наши дни и позволяет ученым изучать поведение животных. На самом деле это гораздо больше, чем просто камера. Помимо видео и аудио она фиксирует такие данные, как температуру и скорость.

Если вы хотите взглянуть на видео, сделанные этим умным прибором, зайдите в Nat Geo галерею.

1990-е

1991 года стал временем внедрения камеры, встроенной в шлем. Основная идея не отличалась от других попыток снять видео от первого лица. «Давайте создадим что-то другое, что заставит зрителей почувствовать, будто они играют в футбол сами».

Фото: worldleagueofamericanfootball.com

Камера в форме небольшого тюбика должна была помещаться над правым ухом игрока в VSR-3 шлеме производства компании Riddel. Антенна размещалась на шлемах защитников и транслировала сигнал в прямом эфире. Аккумулятор и передатчик находились в наплечниках, из-за которых камеру нельзя было снять с игрока. Именно поэтому кто-то всегда должен был отключать кабели и помочь игрокам безопасно снять шлем.

Цена в 20000$ за единицу и жалобы игроков стали одной из главных причин, по которой этот продукт не получил широкую популярность.

  • Размер камеры — 9/16″ диаметр х 2″ длинный
  • Размер антенны — прим. 1/8″ — 3/16″ толщиной х 3″ х 3″

Сегодня многие звезды NFL используют устройства GoPro в своей практике, поэтому как знать, может быть, эта идея и продолжила свое существование.

Эра GoPro – Каждый может стать героем

Хотя попытки создать камеру для шлема, позволяющую фиксировать действия были произведены несколько десятилетий назад, согласно единому мнению именно Николас «Ник» Вудмэн, основавший мультимиллиардную империю GoPro, стал первым человеком, который внедрил это мощное и водонепроницаемое устройство в массовое производство.

Первый прототип такой камеры был разработан в 2004-2005 годах, хотя сама идея появилась несколькими годами ранее.

В 2002 году во время путешествия по Индонезии и Австралии с целью отдохнуть и найти вдохновение «для следующего серьезного дела», молодой предприниматель и любитель адреналина Ник пытался сделать фотографии в процессе серфинга с помощью 35мм камеры, закрепленной на руке с помощью резинки.

В то время водонепроницаемые камеры могли позволить себе только профессиональные фотографы. Выявив эту проблему, Ник решил создать водонепроницаемую камеру, которая будет легко закрепляться на теле серферов.

Первоначальной идеей было создание ремешка для запястья, на котором можно будет закрепить любую камеру. Поскольку большинство тестовых устройств были сломаны в процессе испытаний, Вудмэну нужно было разработать камеру, способную выдержать трудности серфинга.

Молодой основатель компании GoPro демонстрирует свое первое устройство

После двух лет поисков в различных торговых магазинах камеры, способной удовлетворить его требования, он, наконец, нашел нужную фирму. Он заплатил им за корректировку и изменение камеры, чтобы она могла соответствовать его ремню.

Вудмэн однажды сказал, что никогда не встречался с производителями до аутсорсинга, и все общение велось по электронной почте и телефону из-за языкового барьера. В конце концов, он должен был вылететь в Шэньчжэнь в Китае, чтобы завершить сделку. «Мы едва поняли друг друга по телефону», сказал он.

Первая экшн-камера GoPro – это Hero 35мм 0001, которая была аналоговой и кардинально отличалась от тех устройств GoPro, с которыми мы знакомы сейчас. Она даже не могла записывать видео, в комплекте была 35мм пленка Кодак, водонепроницаемый чехол и ремешок.

Первая экшн-камера, выпущенная в продажу — GoPro Hero 35мм.

Она позволяла делать фотографии на расстоянии до 5 метров, под водой и весила около 200 грамм.

Главным преимуществом GoPro Hero 001 кроме водонепроницаемости было надежное закрепление на запястье, которое, по словам Ника, подходило даже его 9-летнему двоюродному брату. Камера была полностью механической и не требовала батареек.

Она могла делать до 24 снимков, для замены пленки вам нужно было просто открыть корпус футляра, камера работала с 35мм пленкой, цветной и черно-белой.

Самым невероятным фактом GoPro 35мм Hero стала ее розничная цена около 20$. По данным интервью Вудмэна Forbes, на ее производство он потратил 3$.

2005 год стал решающим для GorPo. Ник и двое его коллег начали продавать камеры по все территории США. В очень интересном видео, представленном ниже, молодой Вудмэн представляет свой продукт.

Если каждый будет носить Hero, то сможет сам стать героем.

Что ждет нас в будущем?

Сегодня рынок экшн-камер находится на подъеме, существуют сотни конкурирующих брендов, что весьма полезно для потребителей. Почти каждый месяц компании объявляют о создании каких-либо новых функций.

Несколько десятилетий назад у нас не было сенсорного LCD дисплея, 4K, WiFi, беспроводного доступа в интернет, редактирования программного обеспечения, приложений и, что более важно, отличного видео и качественных фотографий в компактном корпусе.

Block "camacs" not found!

Китайские компании, такие как Xiaomi или SJCAM, производят доступные по цене камеры, которые может позволить себе каждый. GoPro по-прежнему является лидером отрасли, ног такие гиганты как Sony и Polaroid уже включились в конкурентную гонку. Ходили слухи, что Apple готова запускать свои камеры, но этого не произошло.

Итог

Итак, теперь она у вас есть. Если вы когда-нибудь задавались вопросом, как выглядели экшн-камеры на протяжении всей своей истории, мы надеемся, что эта статья немного вам помогла. Как видите, технология получила значительное развитие в течение десятилетий, но идея была такой же: получить наиболее реалистичные, интересные кадры и привлечь внимание своей аудитории.
Суть в том, чтобы рассказать историю. С учетом этого можно сказать, что все из нас рассказчики в некотором роде. Мы рассказываем свою историю с помощью наших карманных камер независимо от возраста, религии, политических убеждений и экономики.

Помните о том, что это не окончательный список. Он был основан на наших исследованиях и контактах с производителями и пользователями экшн-камер.

Если вам известны другие камеры, которые могут попасть в эту категорию, пожалуйста, сообщите об этом, нам хотелось бы добавить больше информации по поводу истории и эволюции развития экшн-камер.